Фильм «Екатерина II. Закат Великой»

Дневник создания фильма «Екатерина II. Закат Великой»

Андрей Арчаков стал известным на всю Россию после того, как в 13-летнем возрасте на выигранный в телеконкурсе 1 миллион рублей, арендовав музей-усадьбу Кусково и собрав кинокоманду, снял художественный фильм.

Фильм был создан летом 2020 года в дни пандемии и объявленного в Москве карантина.

Ноябрь 2019 – участие Андрея в телеконкурсе «Миллион на мечту». Семья Арчаковых и друг семьи актриса Ольга Лебедева, занимавшаяся в то время с Андреем актерским мастерством, присутствовали в гостевом павильоне вместе с остальными конкурсантами и их группами поддержки.

С жюри, состоявшим из именитых теле и кинодеятелей, а также из бизнесменов, 13-летний Андрей общался один на один за закрытыми дверями.

Мы, семья, не слышали, как и что там обсуждали. Да и саму презентацию Андрей готовил сам – рассказывал о своей мечте – снять сериал о Екатерине Великой.

Уникальность задумки Андрея была в том, что он хотел рассказать о последних месяцах жизни императрицы, а не о периоде становления и расцвета, как обычно снимают. Итог жизни, мудрость императрицы, сложные отношения с сыном.

Ольга Лебедева дает наставление Андрею перед тем, как он отправился к строгому жюри.

Через 20 минут ведущая конкурса и Андрей вышли от жюри и сообщили, что один из членов жюри, Андрей Трубников (основатель компании органической косметики Natura Siberica) решил, не дожидаясь окончания тв-конкурса, дать Андрею Арчакову миллион рублей. Так мы перестали участвовать в дальнейших этапах телеконкурса и стали напрямую взаимодействовать с меценатом, о котором никогда ранее не слышали.

    Здесь же в павильоне мы познакомились с Трубниковым. Вышел мужчина с не ординарной внешностью — на груди у него была большущая декоративная жаба, подвешенная на ожерелье из 25 бусин дзи (тибетский магический камень с узорами). Мне очень понравилась внешняя независимость Трубникова. Познакомившись с нами, он сказал нам, что у него есть одно условие: «Юный режиссер должен написать сценарий и вообще создавать фильм без навязанных идей со стороны взрослых. Фильм должен быть полностью его произведением. Он должен сделать его сам».

Декабрь 2019

мы подписали с Трубниковым договор и получили первую часть спонсорского миллиона.

Важно понимать, что на миллион рублей снять сериал невозможно. Да и короткометражный фильм, такой как наш, должен стоить не менее 8 миллионов. Об этом чуть позже нам убедительно рассказала второй режиссер Елена. И все же на миллион, если очень постараться, и сделать всё «скромно» то можно уложиться в миллион. Скромно у нас не вышло – получилось масштабно. Снимали так, словно здесь Бондарчук снимает «Войну и мир» — перфекционистки и полнолюдно. При чем сами съемки, благодаря виртуозной организации процесса и экономным расходам продюсера Виолетты Бариновой, мы уложили чётко в миллион.   

Фильм «Екатерина II. Закат Великой» — это исторический костюмированный художественный фильм, собравший в итоге в 2021 году массу наград кинофестивалей России, Европы и США как лучший дебют года. И многие кинофестивали признали эту работу лучшей также и в 2022 году.

Январь 2020

Андрей дописал сценарий фильма. Мы показали сценарий спонсору. В сценарии я, отец Андрея, исправил только пару запятых. Весь сценарий, как и договорились с Трубниковым, был творческим продуктом Андрея Арчакова.

Также Андрей сделал раскадровку всего фильма. Поскольку Андрей – художник (учится в школе с углубленным изучением ИЗО), он сделал наброски каждой сцены.

Февраль 2020

Андрей дал объявление в киногруппах Fb и Vk, что приглашает команду в некоммерческий фильм про Екатерину II. В ответ 13-летний мальчик получил волны грязных ответов, написанных ВЗРОСЛЫМИ ЛЮДЬМИ-кинодеятелями. Писали: «это смешно», «это не правда — обман», «юнцы лезут в кино, отнимают деньги, которые могли бы быть освоены взрослыми режиссерами» и прочий пошлый трёп.

Ольга, мама Андрея дипломатично ответила «нападающим», что речь идет о выигранном миллионе и что всё это правда. Большинство все равно не поверили – решили, что за Андреем стоит папа-олигарх, дающий на потеху сыночку миллионы. О чем многие умники продолжали писать в киногруппах Facebook и Vk даже после того, как фильм был снят, победил в международных кинофестивалях и про Андрея вышли биографические фильмы и написаны статьи в газетах (все журналистские материалы собраны в рубрике «СМИ о Фильме Андрея Арчакова»).   

И вдруг пришло письмо от девушки, представившейся кинопродюсером Виолеттой, владельцем кастингового агентства MoscowCastingGroup. Прочитав все комментарии и сам пост, девушка поверила Андрею, проявила интерес к необычному проекту и сказала, что готова помочь с организацией киносъемок.

Эта встреча, так же, как и многие другие, связанные с Фильмом, стали для Семьи Арчаковых подарком судьбы.

Так мы познакомились с Виолеттой Бариновой — замечательным человеком и профессионалом, которая стала исполнительным продюсером фильма «Екатерина II. Закат Великой». И другом нашей семьи.

Февраль-Март 2020

Андрей наметил актеров, которых он видел на тех или иных ролях. Написал им письма, пригласил на пробы. К нашему удивлению, все они согласились принять участие в проекте. Андрей договорился с костюмерной, в которой он устроил кастинги – актеры приезжали, пробовались на роль в костюмах эпохи.

Мы, родители, часто выполняли функцию администраторов – возили Андрея на встречи, соблюдая условие мецената – фильм должен быть самовыражением именно подростка, а не специалистов кино.

Главная героиня фильма, Ольга Лебедева привела в проект двух именитых костюмеров. С Аленой Лагарьковой (на фото ниже – справа), преподавателем ВГИКа, состоялись первые смотры и подбор реквизита — одежды и предметов, соответствующих эпохе Екатерины. Затем к проекту присоединилась еще один прекрасный специалист по историческому костюму — Екатерина Барынина (на фото ниже – слева).

Готовых исторических платьев и париков не нашлось ни на Мосфильме, ни на одной из студий с реквизитом. Андрей обыскался – все выглядело не подходящим под его высокие стандарты. Надо сказать, забегая чуть вперед, что во время подготовки, съёмок и постсъёмочного периода Андрей показал себя удивительным перфекционистом – каждая деталь в его фильме должна была быть идеальной. Это очень сильно удивило и нас, родителей, и всю видавшую виды киногруппу.

В итоге платья были сшиты с нуля причем в формате два в одном. Выворачиваешь платье наизнанку – получаешь другой узор, цвет, фасон.

И если для придворных, канцлера Безбородко и князя Потёмкина парики мы нашли, то парик для императрицы никак не находился. В какой-то момент это стало проблемой – париков императрицы в Москве нет. А делать как в сериале «Екатерина» — показывать императрицу без парика Андрей наотрез отказался.

И тогда Екатерина Барынина сделала шаг в стиле «пока разум ищет – сердце находит»: порекомендовала нам обратиться к легендарному костюмеру «Мосфильма» Ларисе Раужиной, которая раньше работала со многими великим режиссерами (в том числе с Тарковским) и у нее сохранился парик императрицы. Андрей с мамой и Ольгой Лебедевой поехали знакомиться с Раужиной! Вернулись, держа в руках банку с суперпариком и с данным Раужиной обещанием сберечь его и вернуть а-натюрэль. Этот парик я возил на съемки также в специальной банке (чтобы реликвия не помялась), прятал от дождя и пыли. Мы вернули артефакт Людмиле Раужиной в целости и сохранности.     

Главная героиня

На роль Екатерины II Андрей еще в начале 2019-го решил пригласить заслуженную артистку России Ольгу Лебедеву.

В дорежиссерский период, когда Андрей много участвовал в конкурсах чтецов и выступал как актер, Ольга Лебедева занималась с ним актерским мастерством у нас дома. Между учителем и учеником было творческое доверие, понимание. В какой-то момент заслуженная артистка стала нам, родителям, говорить, что наш сын гений – в том, как он декламирует, как чувствует стихи или прозу, как интонирует. Нам, родителям, было не удобно слышать такие эпитеты. В какой-то момент Ольга сказала нам, что не будет брать с нас деньги за занятия с Андреем. Потому что «я тренирую гения и не могу за это получать плату». Такие вот дела… Затем про гениальность сына нам говорили еще некоторые взрослые. И мы в какой-то момент стали относится к этому более уравновешенно. Кстати, неспроста у Андрея очень успешная деятельность в сфере озвучивания – обладая абсолютным речевым слухом, он успешно сотрудничает со многими студиями дубляжа.

Читая эти строки перед публикацией, Андрей попросил упомянуть, что желание пригласить на роль Екатерины II Ольгу Лебедеву появилось во время одного из занятий с актрисой. С императрицей Ольгой нас теперь связывает дружба.

Важно подчеркнуть, что в этой летописи умышленно упомянуты не все интересные факты. Этот дневник – лишь верхушка айсберга. Мне хочется, чтобы часть секретов журналистам рассказали сами участники, сейчас или впоследствии.

Мистика Фильма

Тайные знаки судьбы коснулись и нас.

  1. Перво-наперво, начав работать над сценарием, Андрей сообщил нам, что мама Оля и императрица Екатерина II родились в один день – 2 мая с разницей в 250 лет.
  2. Во время репетиций с Ольгой Лебедевой вдруг выяснилось, что день смерти Екатерины и день рождения Ольги Лебедевой идентичны – 6 ноября.

И это ещё не все.

  1. Совпали также (чистая случайность) даты заключения договора по аренде Кусково (с неожиданной скидкой) и дата свержения Екатериной Петра III и захвата ею престола – 9 июля. Это важный факт вмешательства духовных сил, поскольку факт скидки дал нам возможность финансово свести концы с концами. И сколько мы провели встреч и как волновались, что миллиона хватает только на аренду дворца, это не передать словами.
  2. Вообще вся съемочная группа не редко чувствовала поддержку из духовного мира со стороны императрицы – мы верили, что ей нравится, что и как мы делаем. В те дни Москву заливали дожди. Дождь шел буквально у ограды усадьбы Кусково, а мы снимали на улице и нам нужно было солнце. Оно у нас удивительным образом было. Когда за оградой сверкали молнии.
  3. Когда мы снимали напряжённые сцены, небо подыгрывало нам. Например, в одном из дублей яркий свет солнца и безмятежность вдруг сменились тучами и сильным порывом ветра. Идеальная среда для нашего дубля. Именно он будет использован в фильме. Есть и другие истории, подробности у Оли и киногруппы.

Апрель 2020 г.

Андрей написал письма руководству Зимнего и Царскосельского дворцов в Санкт-Петербурге. Он выяснил, сколько будет стоить аренда помещений дворцов для съемок. Мы поняли, что на те деньги, которые у нас гипотетически есть (1 миллион рублей) привезти всю киногруппу в Питер, поселить там, арендовать помещения, — никак не получится. Начали искать аналог царского дворца в Москве и нашли идеальное место – усадьбу Кусково. Андрей написал письмо. Пришел ответ: «Приезжайте на переговоры».

Встреч с директором Кусково было 4. Сумму аренды помещений музея-усадьбы, которую нам озвучили вначале (более 750 000 рублей по прайс-листу), мы бы в общем-то потянули. Но тогда на все остальное – аренду кинооборудования, покупку реквизита, оплату видеомонтажа и звукорежиссуры — Андрею бы не хватило. Нам по факту и так их не хватило – миллион закончился к октябрю на стадии постпродакшн. Все остальные работы, которые шли по фильму до марта 2021-го оплачивала Семья. Причем – и это важно – все деньги, полученные Андреем за озвучивание, он вкладывал в общий бюджет Фильма.  

Переговоры с Кусково шли сложно. Мы были искренни в своей вере, что ребенку-то с его некоммерческим проектом можно же и пойти навстречу. Но нет. Нам объясняли, что есть прайс-лист, утвержденный Департамент культуры г.Москвы. И мол вы, киношники, только и хотите, что поснимать на халяву, что-нибудь испортите наверняка, а у сотрудников музея другая задача – сохранить уникальное наследие эпохи. А уникально это наследие тем, что все в Кусково – подлинное, не восстановленное.

В общем, с апреля по июнь длились переговоры, в них активно участвовал Андрей. И в какой-то момент мы, отчаявшись добиться скидки, уже махнули рукой: «пусть будет сколько будет. Значит, возьмем кредит и потом будем отдавать. Но главное – мы уже стали частью большой мечты! Частью чего-то настоящего!»

Я в тот момент работал в «Комсомольской правде» с обыковенной в общем-то по московским меркам зарплатой. И еще мы с Ольгой только-только открыли по франшизе шахматную школу. Денег, которые школа приносила, хватало, чтобы отбить аренду шахматного помещения и оплатить работу тренеров. В общем, мы были совсем не богачи. Но Мечта заворожила всех нас. Мы решили стартовать с тем, что есть.

За неделю до начала съемок мы вновь обратились к директору Кусково с просьбой снизить стоимость аренды. Он на словах отказал, вновь сославшись на прайс.

Однако в день подписания в договоре стояла сумма аренды, существенно ниже объявленной цены аренды. Нам пошли навстречу! Какая сила смягчила директора музея-усадьбы Сергея Авдонина? Спасибо ему и смягчившей его силе! Мы очень благодарны!

Июль 2020

А дальше начались съёмки. С 6 утра до 20.00 – сплошная магия кино, интереснейший опыт. И много труда – прежде всего, подготовки перед тем, как снять эпизод.

На киноплощадке Андрей еще тоненьким детским голоском говорил группе, что он ждет от той или иной сцены, как она должна выглядеть. Уже к сентябрю 2020 года голос стал транформироваться, а к весне 2021-го появился уверенный баритон. Андрей возмужал и внешне, и внутренне. Но все участники киносъемок знают, что Фильм сделал именно 13-летний, еще детский совсем, мальчишка.

Июль – удивительный месяц. О нем можно говорить долго.

1 киносмена – 13 июля 2020

2 киносмена – 14 июля 2020

3 киносмена – 17 июля 2020

4 киносмена – 20 июля 2020

Эта летопись скоро будет дополнена остальными историями. 

Еще несколько слов о Трубникове

С Андреем Трубниковым мы были на связи вплоть до февраля 2021 года – регулярно переписывались. Прочитали книгу «Бизнес против правил» — о нем и его Natura Siberica. Очень вдохновляющая история создания и становления, ошибок и взлетов. Трубников оказался выдающимся человеком, создавшим признанный всеми мировыми конкурентами международный косметический бренд. Он стал для меня примером бизнесмена, успешно творящим вне маркетинговых схем: жми на аудиторию вот так – получишь такой результат… Против правил, в общем. Как и наш фильм…

В определенный момент, поняв, что кинопроцесс движется как задумано, и с фильмом Андрея всё получается, Трубников рассказал в «Инстаграм» и о фильме, и об Андрее.

В начале 2021 года Трубникова не стало. Полностью завершенного фильма он не видел. Умер внезапно. За неделю до этого мы с ним переписывались. Он написал, что ему очень важно, чтобы, «когда Андрей Арчаков вырастит и станет мировой знаменитостью, он вспомнил бы добрым словом и меня. Это мой вклад в будущее России и мира», написал Трубников. В день похорон мы приехали проститься с Андреем Вадимовичем. Слова, которые о нем говорили его сотрудники из Natura Siberica, продемонстрировали, какой незаурядной, вдохновляющей личностью он был. Светлая память! Мы будем помнить вас, Андрей Трубников.

Эта летопись скоро будет дополнена остальными историями.