You are currently viewing Александр СОПОВ: “Казаки – народ, сословие? Вопрос о самоидентификации
Донские казаки. XIX век.

Александр СОПОВ: “Казаки – народ, сословие? Вопрос о самоидентификации

Доктор исторических наук, автор более 80 научных работ по истории и этнологии казачества помог разобраться, откуда берет начало казачество.

Это важный вопрос для огромного числа людей, ведь современное общество имеет во многом искаженное представление о казачестве. 30 июня — День возрождения казачества России. Пусть беседа с Александром Соповым (на фото) станет новой точкой отсчета в вопросе самоидентификации казаков.

Александр Сопов казачество
Александр Сопов – доктор исторических наук, автором более 80 научных работ по истории и этнологии казачества

За свою тысячелетнюю историю казачество прошло сложный путь: вольные разбойники, бунтовщики, герои битв, особое военно-служилое сословие… Однако десятилетия расказачивания в XX веке не прошли бесследно. И сегодня звучат вопросы: «чьих вы будете, казаки?»

– Александр Валентинович, в своих исследованиях вы ведете отсчет казачьей истории с IX века, когда «можно более или менее определенно говорить о предках и предшественниках казаков». А что было до этого? Ведь есть, например, выпущенная в 1911 году «Древняя история казачества» историка Евграфа Савельева, в которой автор доказывал, что история казаков насчитывает более 20 веков.

– Евграф Савельев — представитель направления, которое сейчас принято называть folk history — популярного чтения, отличающегося невысокой степенью компетентности. Авторов этого направления немало. Они популярны, но это в целом псевдоистория. Часто доказательства в подобных исследованиях основаны на анализе созвучий в словах. Вот, скажем, цепочка доказательств того, что Ахиллес был русским. «Ахиллес принадлежал к тем грекам, которые являются дорийцами* (что правдоподобно). Среди дорийцев были и этруски (это уже неправда). Этруски* — это русские (явное созвучие). Значит, Ахиллес — русич».

Тот же Савельев в одной из статей писал, что немцы произошли от казаков. Правда писал он это, когда гремела Первая мировая война. Полагаю, ему хотелось доказать, что немцы это, так сказать, ухудшенные «мы», поэтому с ними справиться легко.

В раннее Средневековье этническая принадлежность редко осознавалась жителями порубежья как особая ценность. В регионах, которые смыкались на культурном пограничье, человек владел тремя-четырьмя языками, переходя в быту с одного на другой.

Предками и предшественниками казаков были различные группы людей. Кто-то из них занимал профессиональную нишу, которая потом перейдет казакам, кто-то дал плоть и кровь (людской ресурс) первоказакам. Основа примерно такова. Бродники были славянского происхождения. Небольшими группами жили вдоль рек, обеспечивая переправы. Строили легкие жилища, чтобы в любой момент можно было разобрать, не жалко. Так как не все окружавшие их народы осознавали их цивилизационную значимость. Черные клобуки — выходцы из тюркских племен и родов, которые позже оказались на службе у киевских князей — за жалованье они несли пограничную и военную службу. Многоэтничное население Тмутараканского княжества (хазары, славяне, касоги, аланы) тоже — предшественники казаков.

– Александр Валентинович, так сословие или этнос?

– Этносы возникали и формировались в разное время, и одни действительно древнее других. В чем я не вижу никаких оснований для ущербности или гордости. Некоторые этносы возникли из различных «компонентов», порой весьма неожиданных. На мой взгляд (и это доказывается в моих работах), с IX по XVI век казачество складывалось именно как этнос, но, попав под мощное политическое, культурное и экономическое воздействие Русского государства, сформировалось как сословие русского общества. Этногенез прекратился.

казаки

– В употреблении казаков немало тюркских слов. Исходя из ряда языковых сопоставлений, некоторые заключают, что «казаки ведутся от татар».

– Это все та же «самодеятельная история». Слово «казак» не славянское. Скорее всего, тюркское. Означало оно «храбрец», «бессемейный удалец». Казаками назывались и передовые отряды тюркско-монгольских войск. Но это абсолютно не доказывает, что «казаки происходят от татар», поскольку народы (их речь, культура, традиции) находились в постоянном взаимообмене. Вот в татарском языке много русских слов, но это же не повод утверждать, что татары произошли от русских.

То же и с антропологией. Антропологический тип русских и волжских татар очень близок. Столетия русские и татары проживали в мощном симбиозе. К слову, среди казаков-запорожцев, например, были и французы, и евреи, и татары, и черкесы — целыми семьями и поодиночке.

– А разве в казаки принимали всех желающих?

– Смотря о какой группе казаков и о каком периоде времени говорить. В XVIII–XIX веках казаки не принимали чужаков. В этот период казаки — сложившееся общество с традициями. А в ранний период казачество — это гуляй-поле, вольница, в которой главное, чтобы товарищ был по образу мыслей и действий похож на тебя. Запорожцы и донцы называли себя товариществами.

Даже формула: «В Христа веришь? — Верю! — Принимаем», — и то не всегда срабатывала, если в тебе не видели товарища. То есть идеологема «казаки от казаков ведутся» (в смысле поколенного родства) в ранние периоды существования казачества с очевидностью не подтверждается. Первичное казачество было бессемейным, маленькие товарищеские общины разбойно-промыслового типа (охота, рыбная ловля, военные походы). Все их имущество — то, что добыто в боях со всеми и против всех… Ранняя история казачества — до сих пор предмет дискуссий: от быта до приемов воинского искусства.

Донские казаки. XIX век.
Донские казаки. XIX век.

– Когда и в связи с чем появилась формула «с Дона выдачи нет»?

– Отследить время появления этой установки невозможно. Но фиксируется она в хрониках в первой половине XVII века, после Смуты, когда первые Романовы заключали договоры с казаками. Не секрет, что казаки сыграли особую роль в воцарении новой династии. Впоследствии Донское казачество получало жалованье лично от царя, за это несло службу в пограничье, в зоне «фронтира»*. Именно с той поры Донское казачество увеличилось и в своем значении, и численно. Поримерно также складывалось Днепровское войско, только диалог запорожцы вели не с Московско-Русским, а с Польско-Литовским государством.

– Вы пишете, что с X–XII веков фронтир растянулся некой линией по Днепру, Дону, Нижней Волге, Тереку и Уралу. Возможно выстроить хронологию зарождения казачьих войск?

– Данной теме я посвятил несколько исследований. Все казачьи войска можно поделить на исторически сложившиеся и те, которые создавались искусственно. Исторические — это в первую очередь Запорожское казачество и Донское. Они формируются как мощные войска со специфическим территориально-общинным строем без феодалов, с демократическим самоуправлением и сильной военной организацией к середине XVI века. Историческими являются также Терское и Уральское войска. Зарождалось как историческое Волжское войско, но с точки зрения Русского государства на Волге было слишком много разбоя (воровских казаков), что препятствовало восточной торговле России. И с волжской вольницей было в основном покончено еще при первых Романовых, в XVII веке.

Если отметить на карте линию размещения этих войск, то получится своеобразная подкова вдоль южных границ России. Это и был тот самый русский «фронтир».

Русский фронтир
Казаки – русский фронтир

Другие казачьи войска создавались государством: Оренбургское войско, Семиреченское (в Средней Азии), Забайкальское, Сибирское, Уссурийское (на Дальнем Востоке). Кубанское — его начало положено переселенными из Сечи в 1775 году Екатериной Великой запорожцами, а затем усилено другими компонентами, в том числе и донцами.

Казаки первыми прошли в Сибирь, после присоединения которой Россия стала не только европейским, но и азиатским государством. За неполные 200 лет казаки проникли за Урал, на Колыму, Камчатку, в Забайкалье и Приамурье, открыли Берингов пролив, обосновали русское присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке. Деяния казаков Ермака, Пояркова, Хабарова, Дежнева позволяют сказать, что у России тоже была эпоха великих географических открытий.

Огромно значение казаков в различных войнах, которые вела Россия. В XIX веке зарубежные военные специалисты казачью конницу оценивали как лучшую в миру легкую кавалерию. Лев Толстой писал в 1870 году, что «вся история России сделана казаками».

– А сегодня фронтир как место реализации казачества сохраняется?

– Фронтирная психология, формировавшаяся в течение 9 веков, — это одна из составляющих, которая отличает казака от типичного русского центральных регионов. Современный фронтир — это, например, Северный Кавказ. Здесь смыкаются культуры, восточная и западная цивилизации. И жизнь в этом регионе определяется несколько иными качествами людей, чем те, которые нужны, например, москвичу. Во многом существованием этого фронтира определяется возросшая роль современного Кубанского казачества. Казаки занимают нишу, очень близкую к правоохранительным органам, привлекаются к пограничной службе. Оказывают помощь, часто вполне компетентную. Социальный заказ на существование казачества местами сохраняется.

– Что бы вы сказали тем, кто не прекращает споры о «казаках-народе» и «казаках-сословии»? В глазах сегодняшнего научного сообщества казаки сейчас — это кто?

– Люди чаще воспринимают историю не как процесс, а как событие. История же — это постоянно продолжающееся изменение. За столетия народы возникают и исчезают. Поэтому ответ на вопрос, кто такие казаки в разные периоды истории, будет разным. К сожалению, некоторые публичные историки о казачестве знают лишь из популярных книг. Но ответ на поставленный вопрос есть. С научной точки зрения, казачество сейчас — это субэтнос русского народа. Этот термин не всем нравится, но не вижу в нем ничего ущербного. Субэтнос — это этнокультурная группа большого этноса. На данный момент казаки Российской Федерации — это определенная группа русских со своими особенностями в языке, культуре и происхождении.

Французские иллюстрации XIX века о российском казачестве
Французские иллюстрации XIX века о российском казачестве

– Куда направлен вектор развития казачества?

– На мой взгляд, таких векторов два. Первый — это этнокультурное, фольклорное направление: возрождение казачьих ремесел, песен, создание этнографических станиц. Глобализация убивает своеобразие народов мира, потому это направление очень важно и перспективно. Второй вектор — служба на благо общества. Казаки хотят служить государству, готовы обеспечивать порядок на улицах, служить на границе. Казачьи сыновья стремятся в армию. И государству это направление следует развивать последовательно, развивая многовековую казачью традицию. Здесь промахнуться нельзя.


СЛОВАРЬ

Дорийцы — наряду с ахейцами, ионийцами и эолийцами являлись одним из древнегреческих племен.

Этруски — создатели цивилизации, предшествовавшей римской. В I в до н. э. населяли северо-запад Апеннинского полуострова (современная Тоскана, в древности — Этрурия).

Фронтир — изначально граница между освоенными и неосвоенными территориями Дикого Запада. Место соприкосновения народов и культур.


ДОСЬЕ

Александр Сопов родился в 1962 году в Чите. Доктор исторических наук, профессор. Историк, этнолог, антрополог. Защитил в МГУ диссертацию «Динамика социально-политического и этнокультурного статуса казачества». Академик (действительный член) Российской академии естествознания. Обладатель высоких научных наград, в том числе Золотой медали Vasily Klyuchevsky — за признанный мировым сообществом вклад в развитие исторической науки и образования.


СПРАВКА

Сегодня в России порядка 7 миллионов человек причисляют себя к казачеству. Казаком может себя называть гражданин России, который по своему внутреннему решению относит себя к казачеству, соблюдает свод строгих нравственных правил. В том числе и в вопросе веры. Через православие казаки обрели свою идентичность, пришли к Родине, а через Родину пришли к России, к современной России.

В годы богоборчества и атеизма связь между Церковью и казаками была нарушена. Однако сегодня между РПЦ и казачеством вновь доверительные отношения. 14 октября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил об особом патриаршем водительстве российского казачества. Казачество вносит свой вклад в строительство нашей страны: тут и патрульная служба, и служба в армии. Но главное — воспитывает в семьях своих детей, учит их патриотизму. Развивается система казачьих кадетских корпусов, их 24 по стране. Казачата должны стать духовно зрелыми людьми, осознанно связать свою судьбу с Россией, с православием, с казачеством.

Казачье войско — это не госструктура, а организация, которая добровольно берет на себя дополнительные обязательства служения Отечеству. Указом президента России утверждена для всех 11 реестровых казачьих войск форма, удостоверение казака, знамена, чины, войсковые награды, в том числе Георгиевские кресты. Чин казачьего генерала присваивается исключительно указом президента. Казачество может себя полностью идентифицировать в соответствии с теми правовыми актами, которые приняты сегодня в нашей стране.


Материал впервые опубликован в газете “Вечерняя Мсква” 29 июня 2015 г. https://vm.ru/society/512648-kazaki-narod-ili-soslovie-kto-dast-otvet-na-vopros-o-samoidentifikacii

Leave a Reply